Частное общеобразовательное учреждение
Гимназия "Э С Т У С"

Нашей Гимназии 25 лет!

Пресс-центр

Главный редактор
Ахмерова Ксения Корреспондент
Никитина Марина Корреспондент
Зводина Анастасия

Наш адрес

г. Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 232
ул.Черепахина, 110

Гимназия 'ЭСТУС' в Ростове-на-Дону

Читаем летом

Читаем летом (1)

  • 1-2 класс

    Что читать летом в конце 1-го класса?

    В конце первого класса все ученики умеют читать. Для того чтобы за три летних месяца каникул дети не утратили беглость чтения, не потеряли интерес к интеллектуальным занятиям, родители обязательно должны позаботиться о том, чтобы у них был список литературы для 1 класса на лето.

    Начнет ребенок действительно читать или отложит листочек, в котором будет приведена литература на лето для 1 класса с перечислением авторов и их произведений, далеко в ящик письменного стола – зависит от родителей.

    Ну а для того, чтобы мотивировать самих взрослых, проведем такую параллель: если мы хотим, чтобы наши дети научились танцевать – мы отдаем их на танцы, играть на музыкальном инструменте – в музыкальную школу, стали ловкими и сильными – в спортивную секцию. Тогда вопрос: а что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети умели не только воспринимать информацию, словесно передавать ее, но еще и анализировать, имея при этом свою собственную точку зрения? Ответ, думаем, ясен: они должны читать хорошую литературу. В нашем случае это будут интересные и познавательные книги, для 7 лет можно подобрать немало таких вариантов.

    Как заинтересовать первоклассника?

    Что нужно делать для того, чтобы привить интерес к литературе? В дошкольный период мы бы советовали родителям как можно больше и чаще детям читать. Но теперь, когда ребенок освоил грамоту, подход должен быть несколько другим. После первого года обучения в школе все книги для 1 класса дети вполне могут читать сами! На данном этапе главная задача родителей – дать ребенку почувствовать «вкус» чтения, научить воспринимать его как удовольствие, а не как обязанность и уж, тем более, не как наказание.

    Как этого добиваться? Во-первых, нужно учесть, что книги для детей 7 лет должны соответствовать их возрасту, а значит, быть яркими, несложными для восприятия и в то же время нести «зерно» знаний, то есть пополнять словарный запас ребенка, расширять его кругозор. Во-вторых, акцент сделать на самостоятельном чтении ребенка – ни в коем случае не читайте ему вслух: меняйтесь ролями – раньше вы читали ему книги, теперь он вам. Заодно вы не предвзято оцените технику чтения своего ребенка.

    Наверное, кого-то из родителей волнует вопрос: а сколько слов в минуту должен читать семилетний ребенок? На самом деле не нужно стоять с секундомером в руках и высчитывать количество прочитанных слов за 60 секунд. Возьмите любые книги для детей 7 лет и предоставьте возможность ребенку выбрать ту, которая его заинтересует обложкой, иллюстрациями. Не показывайте малышу, что вы его хотите проверить – из-за волнения он может читать хуже. Просто попросите его почитать вслух, скажите, что вам тоже эта книга очень понравилась и теперь не терпится узнать, о чем же она.

    Что такое «хорошо»?

    Оценку «отлично» можете поставить своему выпускнику первого класса, если чтение у него беглое, отсутствует деление длинных слов на слоги; соблюдаются знаки препинания: в конце предложения голос понижается – мысль закончена, на месте запятых – небольшие паузы, подчеркивающие авторскую мысль; вопросительные и восклицательные предложения читаются с соответствующей интонацией.

    Если вы, откровенно говоря, остались недовольны техникой чтения ребенка, а такое вполне может быть, не огорчайтесь: за лето ваш ребенок научится читать очень хорошо, но только в том случае, когда список литературы на лето для 1 класса будет не просто переписан, а принят как «руководство к действию».

    Но и тем родителям, которым показалось, что техника чтения у ребенка уже отличная, то есть читает он бегло, стоит летом «поддержать» достижения. Можно посмотреть, какая литература на лето для 1 класса предлагается детям этой возрастной категории, выбрать какую-нибудь книгу, где много диалогов. Периодически предлагать ребенку озвучивать «роли». Малышу такое упражнение будет нравиться, а родители решат важную учебную задачу: ребенок за лето научиться читать не просто быстро, но и выразительно, постигнет азы «актерского мастерства».

    Очень важно понимать возможности ребенка этого возраста: он вроде бы уже и школьник, но в то же время ему трудно долго усидеть на месте, он не любит «сложностей», если ему вовсе не интересно – быстро теряет интерес к занятию. Его по-прежнему, как в детском саду, привлекают яркие картинки. Исходя из этого, подбирать ему книги для 7 лет надо такие, которые ему понравятся сразу даже визуально, то есть ребенку захочется рассмотреть красочные иллюстрации, а потом, соответственно, узнать сюжет.

    Распространенные ошибки родителей

    Ошибка многих родителей заключается в том, что они стремятся поскорее «усложнить» материал для своих детей, поэтому книги для первоклассников кажутся им уже неактуальными: хочется, чтобы их дети значительно опережали сверстников. Иногда можно услышать, как папы и мамы с гордостью говорят о том, что их семилетний ребенок уже читает, например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или что-то еще из программы для старших классов. И вот сейчас мы с вами подошли к самому главному: книги для 1 класса подбираются с учетом того, что маленький ученик может понять! Действительно, если ребенок освоил технику чтения, он будет озвучивать – только озвучивать, но не понимать – текст любой сложности: такое чтение ничего не даст для формирования личности ребенка.

    Поэтому книги на лето в 1 классе предлагаются только те, которые понятны маленькому ученику и несут определенную воспитательную идею.

    Ни в коем случае не отказывайтесь от сказок, даже если вам кажется, что ваш малыш уже их знает «наизусть». Это благодатнейший материал для воспитания нравственных ценностей у ребенка, развития его воображения.

    В список книг на лето для 1 класса могут войти следующие сказки:

    Бажов

    П.П. Бажов. «Серебряное копытце», «Голубая змейка».

    Даль

    В.И. Даль. «Девочка Снегурочка», «Лиса и медведь».

    Ершов

    П.П. Ершов. «Конёк-горбунок».

    Толстой

    Л.Н. Толстой. «Три медведя».

    Пушкин

    А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

    Включите и сказки известных зарубежных авторов в список книг для чтения летом; 1 класс закончен, но детям по-прежнему интересны «волшебные» сюжеты:

    Андерсен

    Г.Х.Андерсен. «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Огниво», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Снеговик».

    Гримм

    Братья Гримм. «Король Дроздобород», «Умная Эльза», «Золотой гусь», «Умная дочь крестьянская», «Сладкая каша», «Шиповничек», «Вор и его учитель», «Беляночка и розочка».

    Перро

    Ш.Перро. «Спящая красавица», «Золушка, или хрустальная туфелька», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».

    Родари

    Д. Родари «Путешествие Голубой стрелы».

    Янссон

    Т. Янссон. Сказка-повесть «Маленькие тролли и большое наводнение».

    Мы бы настоятельно советовали родителям предложить детям почитать летом сборники русских народных сказок, а также сборники сказок других народов.

    В список книг на лето для 1 класса должны войти и басни. Эти коротенькие нравоучительные истории помогают формировать у ребенка систему нравственных ценностей, понимать, что такое «дружба», «бескорыстие», чем плохи «хитрость», «хвастовство», «ложь». Предложите ребенку прочитать басни:

    Крылов

    И.А. Крылов. «Волк и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей».С.В.Михалков. «Два толстяка и заяц», «Заячье горе», «Смешная фамилия».

    Одну-две басни для развития памяти можно выучить наизусть.

    Детям будут интересны и рассказы разнообразной тематики:

    Мамин-Сибиряк

    Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка».

    Носов

    Н.Н. Носов. «Мишкина каша», «Живая шляпа».

    Пришвин

    М.М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».

    Толстой(2)

    Л.Н.Толстой. «Девочка и грибы», «Лев и собачка».

    Предлагаемые на лето книги для детей 7 лет должны быть разными по объему, нельзя ограничивать круг чтения ребенка только такими малыми жанровыми формами, как басня, сказка, рассказ. Желательно знакомить ребенка и с теми произведениями, которые состоят из нескольких глав и читать их надо не один день, то есть для того, чтобы узнать, чем же закончится история, нужно потратить немало времени и проявить терпение.

    Предлагаем включить в список книг для чтения следующие сказки-повести:

    Линдгрен

    А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».

    Успенский

    Э.Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».

    Возможно, кто-то из родителей отметит, или даже об этом вспомнит сам ребенок, что в книги для чтения летом в 1 классе вошли произведения, ранее уже знакомые маленькому школьнику. Не стоит их исключать из этого списка. Напротив, ребенку нужно прививать культуру чтения, объясняя, что настоящие любители и ценители искусства слова перечитывают книги не по одному разу, чтобы до конца понять замысел автора или насладиться красотой его слога.

    Надеемся, что предложенный нами список литературы на лето для 1 класса доставит вашему ребенку удовольствие и чтение станет одним из любимых его занятий!

  • 2-3 класс

    Что читать летом в конце 2-го класса?

    Если ребенок проведет дома час-два с книгой, решаются сразу две стороны вопроса, потому что чтение – это отдых, чтение – это развитие познавательных способностей ребенка. Поэтому обязательно продумайте заранее список литературы для 2 класса и внесите в режим дня маленького школьника «час чтения».

    Можно ли заставить ребенка летом читать?

    Предвидим, что многие родители могут сказать о том, что это «нереально». Если они на работе, ребенок смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, просто гуляет с друзьями во дворе – все это ему гораздо интереснее, чем сидеть с книгой. Так и будет, если только вы, уважаемые родители, не проведете соответствующую подготовительную работу.

    Во-первых, дайте ребенку понять, что вы сами тоже любите читать – ведь он повторяет все вслед за вами. Уже давно замечено: увлекаются литературой те дети, которые воспитываются в «читающих» семьях.

    Во-вторых, подберите ему книги для 2 класса с учетом его интересов, характера. Девочки обычно любят сказки, красивые истории про «детскую дружбу», «детскую любовь». Мальчикам нравятся рассказы, где главные герои – озорные смельчаки. Прежде, чем дать ребенку книгу, обязательно сами ее откройте и прикиньте, будет ли она ему интересна. Если вам покажется, что она его не увлечет – замените другой. Ведь список книг на лето для 2 класса носит лишь рекомендательный характер – это не программные произведения.

    В-третьих, разговор о книгах с ребенком ведите так, чтобы он понимал: чтение – это удовольствие! Какие приемы вы будете применять – дело ваше, но вы должны внушить своему малышу, что читать надо ежедневно! Не обязательно сидеть за книгой несколько часов, но уделить чтению полчаса-час в день нужно обязательно. Только тогда и будет «эффект»: ребенок полюбит книги! Они станут для него такой же необходимостью, как мультфильмы, как различные игры, как общение с друзьями. Ведь его не надо заставлять посидеть возле телевизора или компьютера, поиграть со сверстниками – не так ли?

    Нужны ли детям в этом возрасте сказки?

    Сказки любят даже взрослые. Поэтому и для восьмилетних детей по-прежнему актуален этот жанр литературы. Правда, возможно, стоит подбирать уже те произведения, в которых рассматриваются не только проблемы «добра» и «зла», но и косвенным образом затрагиваются некоторые социальные аспекты. В список книг на лето во 2 классе могут войти следующие сказки:

    Аксаков

    С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

    Пушкин(2)

    А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке».

    Толстой(2)

    А.Н. Толстой. «Глиняный парень», «Иван да Марья», «Звериный царь», «По щучьему велению».

    Предложите детям прочитать (или перечитать) произведения мировых «сказочников»:

    Братья Гримм

    Братья Гримм. «Храбрый портняжка», «Крошечка-хаврошечка».

    Перро

    Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Золушка».

    Родари (2)

    Дж. Родари. «Приключения Чиполлино».

    Желательно, чтобы родители, предлагая ребенку книгу, хотя бы кратко ее характеризовали: акцентировали внимание на имени автора, уточняли, в какой стране он родился и к какому временному периоду относится его творчество – у ребенка постепенно будет формироваться грамотный, целостный взгляд на литературу.

    Стоит отметить, что яркие иллюстрации книги для детей 8 лет по-прежнему актуальны. По возможности выбирайте соответствующие издания: красивые картинки помогают ребенку развивать воображение и прививают художественный вкус. Не исключено, что малышу захочется и самому «проиллюстрировать» прочитанное произведение.

    О чем интересно читать второклассникам?

    Что касается тематики книг, для детей 8 лет ее диапазон должен быть достаточно широк. Желательно, чтобы в произведениях, предлагаемых ребенку, были затронуты темы «дружбы», «любви к семье», «любви к родному краю». На литературном материале детям можно дать образец того, как нужно поступать правильно, благородно; на примере поступков героев объяснять, чем чревато непослушание, халатное отношение к учебе и делам. В список литературы на лето во 2 классе можно включить творчество следующих авторов:

    Гайдар (2)

    А.П. Гайдар. «Чук и Гек».

    Гераскина (2)

    Л.Б. Гераскина. «В стране невыученных уроков».

    Драгунский(2)

    Д.В. Драгунский. «Сверху, вниз, наискосок», «Тайное всегда становится явным».

    Зощенко(2)

    А.П. М.М. Зощенко. «Самое главное».

    Носов (2)

    Н.Н. Носов. «Огурцы», «Живая шляпа».

    Произведения писателей позволяют нам привить детям любовь к животным, объяснить ту степень ответственности, которая ложится на человека за «судьбу» своего питомца. В список книг для 2 класса можно внести рассказы:

    Житков(2)

    Б.С. Житков. «Беспризорная кошка», «Как я ловил человечков».

    Паустовский(2)

    К.Г. Паустовский. «Растрепаный воробей», «Стальное колечко».

    Пришвин(2)

    М.М. Пришвин. «Ребята и утята», «Глоток молока».

    Чарушин(2)

    Е.И. Чарушин. «Про Томку», «Волчишко».

    Вместе с тем книги для 2 класса должны быть и яркими, увлекательным – маленькие читатели очень любят читать про приключения необычных героев:

    Линдгрен(2)

    А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок».

    Толстой_А (2)

    А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».

    Успенский(2)

    Э.Н. Успенский. «Гарантийные человечки».

    Детям очень полезно не только читать, но и учить наизусть стихи: они пополняют словарный запас ребенка, учат красиво выражать мысли, «тренируют» память. Поэтому в круг книг для чтения во 2 классе обязательно должны войти произведения русских поэтов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.А.Фета.

    Находите для своего ребенка небольшие, понятные ему стихотворения в сборниках. Только не требуйте от него, чтобы он читал их самостоятельно – мало кто из детей настолько увлекается поэзией, чтобы просидеть с томиком стихов хотя бы полчаса. Помогите им оценить красоту русского языка, понять замысел автора. Просите ребенка, чтобы он прочитал стихотворение выразительно вслух. Следите за его дикцией, за тем, как он ставит ударение в словах, поправляйте, если что-то не так. Обращайте внимание маленького читателя на образные выражения, на слова в переносном смысле – помогите ему почувствовать всю красоту русского языка.

    Постарайтесь заставить ребенка за лето выучить несколько стихотворений наизусть. Понимаем, что это не просто – детям не всегда хочется учить стихи наизусть даже тогда, когда это задают в школе. И все-таки попытайтесь: заучивание стихов наизусть очень хорошо развивает память ребенка.

    Читательский дневник

    Желательно, чтобы ребенок записывал в специальный блокнотик или тетрадку название и героев прочитанной книги: для детей 8 лет читательский может быть совсем простым и состоять всего лишь из нескольких граф (автор, название, главные герои). Зачем его вести? Вы будете видеть результат «усилий» вашего малыша в плане интеллектуальных занятий: если в конце лета окажется, что в дневнике всего две-три записи – ругать его не стоит, а вот если их будет достаточно много – поощрить надо будет обязательно!

    Маленькие детские хитрости

    Предложенный нами список литературы на лето для 2 класса составлен с учетом возрастных особенностей восьмилетних детей: все произведения должны быть им понятны. Отговорка: «Читал, но не понял!» – должна вас насторожить. То ли ребенок не читал, то ли с ним надо действительно летом серьезно позаниматься: возможно, на каком-то этапе его интеллектуального развития что-то упущено.

    Пусть летние каникулы вашего маленького ученика пройдут с пользой: все книги на лето для 2 класса будут прочитаны им. Нам остается пожелать родителям проявлять терпение и настойчивость в процессе воспитания, для того чтобы в дальнейшем гордиться успехами своего ребенка!

  • 3-4 класс

    КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ. КНИГИ ДЛЯ 3-4 КЛАССА.

    Три месяца каникул! Чтобы они прошли с пользой, родители третьеклассников обязательно должны продумать, какие интересные книги для детей 9 лет можно предложить почитать детям летом.

    Не все любят слово «обязательно». Иной раз оно вызывает сомнение: почему? зачем? В данном случае объясняется все просто. Девять лет – это тот возраст, когда ребенок начинает схватывать информацию буквально на лету. Если в течение трех месяцев он будет ежедневно читать, то за лето сделает большой шаг вперед в плане интеллектуального развития; отдохнет «полноценно», не утруждая себя чтением, – такой же шаг назад! «Нейтральной» позиции у детей нет. Вот поэтому так важно читать книги для внеклассного чтения; в 3 классе они должны быть подобраны с учетом того, какой у ребенка багаж знаний.

    Некоторые дети к этому возрасту уже «проглотили» немало книг и вполне готовы воспринимать литературу для средних классов. Стоит ли ограничивать круг их чтения? Ни в коем случае. Если вы видите, что ребенок действительно «справляется» с большими, серьезными текстами: дочитывает их до конца, может пересказать, понимает проблемы, дает оценку характера и действий героев – предлагайте ему достаточно «взрослые» для него произведения. Так в список книг для 3 класса могут войти:

    Куприн (3)

    А.И. Куприн. «Белый пудель», «Слон».

    Троепольский (3)

    Г.Н.Троепольский. «Белый Бим, черное ухо».

    Тургенев (3)

    И.С.Тургенев. «Муму».

    Чехов (3)

    А.П.Чехов. «Белолобый», «Ванька», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».

    Для тех детей, которые еще плохо читают, книги для 3 класса на лето должны быть подобраны достаточно простые – в противном случае взрослые рискуют навсегда отбить у ребенка желание читать. В круг чтения маленького школьника могут по-прежнему входить произведения со сказочными героями, вымышленными историями:

    Волков (3)

    А.М. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

    Кэролл (3)

    Л.Кэролл. «Алиса в стране чудес».

    Лагерлёф (3)

    С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

    Лагин (3)

    Л.И.Лагин. «Старик Хоттабыч».

    Успенский (3)

    Э.Н.Успенский. «Дядя Федор, кот и пес».

    Иногда родителей волнует вопрос: о чем должны быть книги для 3 класса на лето? Есть ли какая-то главная тема? Нет, такого требования не предъявляется к литературе для данного возраста. Чем шире будет тематический диапазон, тем дальше «шагнет» ребенок в своем развитии за лето. Пусть он, читая произведения, задумается о своем долге перед родителями, о дружбе и даже о любви. Хорошими книгами для детей 9 лет будут считаться те, которые дадут ребенку определенные нравственные ориентиры: понятия чести, долга, справедливости. Можно предложить ребенку прочитать следующие произведения:

    Короленко (3)

    В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

    Пантелеев (3)

    А.И.Пантелеев. «Честное слово».

    Возможно, кто-то из родителей задумается: а должны ли книги на лето для 3 класса быть разными для мальчиков и девочек? Нет, такого разделения нет. Хотя учитывать интересы одних и других все-таки нужно. Не секрет, что даже маленькие девочки любят «романтические» истории, а мальчишки предпочитают рассказы, в которых есть «динамичность» действия, любят решительных, бесстрашных героев.

    Для мальчиков:

    Помните, что в формировании характера ребенка далеко не последнюю роль играют книги: для мальчика 9 лет будут интересны повести и рассказы А.П.Гайдара. Герои этого автора живут в непростое время, им рано приходится взрослеть. Предложите детям почитать произведения:

    Дальние страны (3)

    Дальние страны

    Тимур и его команда (3)

    Тимур и его команда

    Судьба барабанщика (3)

    Судьба барабанщика

    Сказка о военной тайне (3)

    Сказка о военной тайне

    Обязательно включите в список книг для мальчика 9 лет произведение М.Твена «Приключения Тома Сойера». Не одно поколение ребят зачитывалось историями, которые приключались с их сверстником – озорным и непослушным Томом Сойером.

    Приключения Тома Сойера (3)

    Приключения Тома Сойера

    К классике детской литературы относится и повесть-сказка немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». Обязательно дополните список книг на лето для 3 класса этим произведением – оно будет интересно не только «читателям», но и «читательницам». Проблема нравственного выбора, поднятая автором на страницах этой детской книги актуальна во все времена: деньги не заменят любовь и дружбу близких людей.

    Тим Талер, или Проданный смех (3)

    Тим Талер, или Проданный смех

    Для девочек:

    Какие же могут быть интересны книги для девочек 9 лет на лето? Думаем, многих из них тоже заинтересуют герои А.Гайдара, не оставит равнодушными «любовная» история Тома Сойера и его одноклассницы Бекки Тэтчер, увлекут приключения Тима Талера.

    Разумеется, маленьким читательницам понравятся произведения, где главные герои, точнее героини, – девочки! Обратите внимание на произведения Кира Булычева «Приключения Алисы»

    Приключения Алисы (3)

    Приключения Алисы

    Юные читательницы многое потеряют, если не познакомятся с творчеством полькой писательницы ХХ века Марии Крюгер. Список книг для девочек 9 лет могут пополнить замечательные повести-сказки «Голубая бусинка» и «Привет, Каролинка!» Произведения написаны простым, доступным детям языком, содержат элементы фантастики и приключений, а главное – воспитывают в маленьких читателях доброту и отзывчивость.

    Голубая бусинка (3)

    Голубая бусинка

    Мы уже отмечали выше, что среди детей этой возрастной категории могут быть вполне «серьезные» читатели. Попробуйте предложить девочкам бестселлер всех времен – книгу американской писательницы Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». В числе главных героев романа есть сверстницы маленьких читательниц – Топси и Ева, чьи судьбы не оставят равнодушными ни одного читателя.

    Хижина дяди Тома (3)

    Хижина дяди Тома

    Другой вопрос: стоит ли давать детям читать произведения трагические, затрагивающие далеко не детские проблемы? Стоит. Дети должны постигать мир не только через сказки и веселые истории.

    Сколько времени в день нужно тратить на книги? Для детей 9 лет достаточно будет часа. Во всем хороша «золотая середина»: не стоит сокращать временные рамки до 15 минут, так же, как нежелательно позволять ребенку сидеть за чтением весь день – он все-так должен достаточно времени бывать на свежем воздухе, активно двигаться.

    Нужно ли выбирать иллюстрированные книги или «картинки» уже не столь актуальны в этом возрасте? Удачный рисунок художника всегда уместен. Но, разумеется, постепенно ребенок должен привыкать к изданиям, оформленным достаточно строго.

    Может быть, кого-то из родителей волнует и такой вопрос: стоит ли летом книги для 3 класса читать только те, что рекомендуются для каникул, или же дополнить список еще и теми, которые будут проходиться в 4 классе? На наш взгляд, лучше дать ребенку возможность выйти за «рамки» программы. Кроме того, часто такое чтение «заранее» пользы не дает: ко 2-й, 3-й четверти ребенок благополучно забывает все мелкие детали и не может давать на уроке точные ответы. Перечитывать же произведение «по доброй воле» ему тоже не хочется – ведь он «читал все летом»!

    В заключение хочется напомнить уважаемым мамам и папам о том, что лучший «воспитатель» ребенка – книга: для чтения в 3 классе летом мы постарались предложить вам интересную и полезную литературу. Надеемся, что читать ее ваш ребенок будет с удовольствием!

  • 4-5 класс

    КНИГИ ДЛЯ 4 КЛАССА. ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10 ЛЕТ.

    Близятся летние каникулы. Подумали ли вы, уважаемые родители, о том, как проведет их ваш десятилетний ребенок? Чем он будет заниматься, какие книги для 4 класса прочитает за лето?

    Есть такая тенденция: чем старше становится ребенок, тем меньше взрослые уделяют ему времени – и это закономерно. Речь не о том, что он «заброшен» с педагогической точки зрения, а о том, что маленькие дети требуют ежеминутного внимания, детям же постарше можно доверять: они без проблем остаются одни дома, могут самостоятельно сходить в ближайший магазин, погостить у друзей.

    Все это так: десятилетних детей уже не надо постоянно контролировать и опекать – их надо направлять! Если ребенок все каникулы с утра до вечера гуляет во дворе, в режим его дня не включены ни развивающие занятия, ни тренировки в спортивных секциях, ни чтение, то в этом нет вины самого школьника – это всего лишь упущение родителей. Дети читают тогда, когда в этом заинтересованы взрослые.

    Понимаем, что могут быть и уважительные причины: например, спортивная школа находится далеко от дома – одного ребенка туда отпускать опасно. Некому проводить с ребенком развивающие занятия – такое тоже может быть. А вот насчет чтения «отговорки» не принимаются! Потому что книги для детей 10 лет найти отнюдь не сложно – читать же их ребенок будет, не выходя из дома. И родителям вовсе не нужно стоять над своим чадом и следить за тем, как он постигает «искусство слова» – взрослые вполне могут в это время быть на работе или дома заниматься своими делами.

    «А он не читает! Стоит нам отойти, как книга тут же закрывается», – огорченно признаются многие родители. Действительно, бывает и так. Но это вовсе не значит, что ваш ребенок не может читать самостоятельно: дело в другом! Вы пока не смогли заинтересовать его книгами.

    Когда ребенку «скучно читать»?

    Когда книга ему непонятна либо, наоборот, уже несколько не по возрасту – его интересы «ушли» вперед, а родители все еще предлагают ему «детские» книги.

    Поэтому будьте внимательны при выборе литературы: ищите только интересные книги для детей 10 лет и, чтобы не ошибиться, обязательно предварительно просмотрите книгу сами: о чем она? Каким написана языком? Легко ли читается? Каково само издание – не слишком ли мелкий шрифт? Есть ли там интересные иллюстрации, которые привлекут внимание юного читателя?

    Роль книги в воспитании ребенка

    В 10 лет ребята очень активны и любознательны: им хочется знать все, появляются вовсе не детские вопросы. Иной раз родителям трудно сформулировать ответ: в двух словах не объяснить, что такое «любовь», «предательство», «бескорыстие». Лучший ответ дадут книги: для 4 класса есть замечательные произведения, в которых говорится о непреходящих нравственных ценностях. Предложите своему ребенку прочитать следующие произведения:

    Мало (4)

    Г. Мало. «Без семьи».

    Диккенс (4)

    Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста» или «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим».

    Ребята познакомятся с героями, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. Однако они не «сломались», а, наоборот, стали сильнее, добрее, терпимее к людям, научились находить выход их самых сложных ситуаций.

    Правда, было бы неправильно заставлять детей на каникулах читать только серьезную литературу – в книги для 4 класса на лето должны войти и произведения развлекательного характера.

    Жанр «сказка» для детей постарше

    Сказки, сказочные мотивы по-прежнему интересны десятилетним детям, только теперь им нужно предлагать «сюжеты» несколько сложнее. Возможно, их заинтересуют произведения следующих авторов:

    Гофман (4)

    Э.Т.А.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

    Некрасов (4)

    А.Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».

    Погорельский (4)

    А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

    Распе (4)

    Р.Э.Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена».

    Чтение с увлечением: фантастика и приключения

    Как правило, в этом возрасте дети начинают читать и приключенческие книги, для 4 класса это могут быть следующие произведения таких авторов:

    Дефо (4)

    Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

    Стивенсон (4)

    Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ».

    Твен (4)

    М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

    А еще в книги для детей 10 лет может войти и фантастика. Обратите внимание детей на произведения, которыми зачитывалось не одно поколение юных читателей:

    Беляев (4)

    А. Беляев. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».

    Уэллс (4)

    Г. Уэллс. «Машина времени», «Человек-невидимка».

    Фантастика и приключенческая литература хорошо развивают воображение детей и значительно расширяют кругозор.

    «Правдивые» истории о сверстниках

    Также детям очень интересно читать книги для 4 класса те, сюжеты которых реалистичны, а герои по возрасту близки к ним. Предложите им прочитать следующие произведения:

    Беляев (4.1)

    В.Беляев. «Старая крепость».

    Катаев (4)

    В.Катаев. «Белеет парус одинокий».

    Короленко (4)

    В.Г.Короленко. «Слепой музыкант».

    Детективы: развиваем логику!

    Попробуйте в круг книг для внеклассного чтения в 4 классе ввести и такой жанр, как детектив! Многим детям, конечно же, понравятся детективные истории с участием «знаменитого сыщика» Шерлока Холмса – познакомьте юных читателей с книгой А.Конан-Дойля «Приключения Шерлока Холмса». Метод «дедукции», ставший основным в практике расследований литературного героя, поможет детям развивать логику и наблюдательность.
    Приключения Шерлока Холмса (4)

    Приключения Шерлока Холмса

    Если же говорить о «детских» детективах, то не стоит забывать и о другом сыщике – Калле Блюмквисте. Ваши дети уже знакомы с творчеством А.Линдгрен. Пусть они прочитают, или перечитают, книгу «Калле Блюмквист – сыщик».

    Калле Блюмквист – сыщик (4)

    Калле Блюмквист – сыщик

    Зачем записывать ребенка в библиотеку?

    Разумеется, мы привели далеко не полный список возможных книг для ребят этой возрастной категории. Предлагаем вам записать детей на лето в библиотеку – польза будет «двойная». Во-первых, библиотекари подскажут ребятам, каким им читать книги: для детей 10 лет в библиотеке найдется немало интересных произведений. Во-вторых, вы будете приучать ребенка к самостоятельности: книга, которую он выбрал себе сам, будет казаться ему намного интереснее той, которую родители положили ему на стол. Кроме того, вам не надо будет покупать все те книги, которых не оказалось в домашней библиотеке. Читать произведения в электронном варианте – не лучшее решение для детей.

    Отзывы родителей

    И еще, уважаемые читатели, нам бы хотелось, чтобы вы, хотя бы иногда, оставляли отзывы о прочитанных книгах в 4 классе вашими детьми. Для чего это надо?

    Гораздо проще подбирать литературу своему ребенку, если знаешь, что понравилось его сверстникам, а что, напротив, не вызвало никаких эмоций. Спрашивайте у детей их мнение о произведениях и делитесь информацией с другими родителями, находите самые интересные книги для 4 класса на лето своим юным читателям.

    Три летних месяца каникул пройдут с пользой, если ваш ребенок будет читать: расширится его кругозор, пополнится словарный запас, улучшится память. Постепенно вы начнете замечать, что ваш малыш уже вовсе не «малыш», а интересный собеседник: он может поддерживать разговор на разные темы, говорит грамотно, строит «развернутые» предложения, соблюдает последовательность в изложении мысли – с ним можно говорить, как со взрослым!

  • 5-6 класс

    КНИГИ НА ЛЕТО ДЛЯ 5 КЛАССА. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11 ЛЕТ.

    За летние каникулы ребенок должен не только хорошо отдохнуть, окрепнуть, но и сделать определенный шаг в интеллектуальном развитии: если в учебном году у него не всегда находится свободное время для чтения, то летом его предостаточно!

    В конце учебного года учитель предлагает пятиклассникам список рекомендуемой литературы на лето. Однако далеко не все дети отличаются ответственностью, многие благополучно теряют свои записи и родителям на вопрос о том, что задано на лето, отвечают: «Ничего!» Как должны поступить родители, услышав такой ответ?

    Принять его как «истину»? Позвонить одноклассникам и поинтересоваться, нет ли списка у них? Или же самостоятельно подобрать своему ребенку список книг на лето для детей 11 лет или даже чуть старше, если им уже давно перечитаны многие книги, рекомендуемые для пятиклассников. Любой вариант, кроме первого: ни в коем случае нельзя позволять ребенку забрасывать чтение на долгих три месяца.

    Мотивация – важная составляющая любого занятия!

    Что может быть мотивацией? Есть дети, которые всегда и во всем стремятся к лидерству. Им достаточно следующих установок: «ты будешь больше всех знать», «лучше всех отвечать устный материал на уроке», «у тебя будет самая красивая речь». Стремясь к совершенству, они сами будут много читать – родителям останется лишь обеспечивать их материалом, то есть книгами.

    Гораздо сложнее с другими ребятами – с теми, для которых не существует понятия лидерства: они предпочитают личную свободу, слова «лучший», «первый» – для них пустой звук. Придумайте им другие поощрения, можно даже материальные: ребенок должен читать с удовольствием! Так или иначе, летом дети получают больше развлечений, им больше выдается денег на мелкие расходы – если нет другого способа заинтересовать их книгами, придется пускаться на хитрость!

    Нужно ли строго придерживаться рекомендуемого списка литературы?

    Не обязательно, но желательно. Желательно, потому что, во-первых, рекомендованные книги для 5 класса на лето соответствуют возрасту ребенка; во-вторых, это определенный образовательный минимум. Кроме произведений, предложенных учителем, родители могут выбирать для детей и другие книги, ориентируясь на собственный читательский опыт.

    Какие книги для 5 класса на лето будут самыми интересными?

    Самыми интересными будут те книги, которые понятны! Если список утерян, обратите внимание на следующие произведения:

    Булычев (5)

    Кир Булычев. «Заповедник сказок» и другие произведения.

    Родари (5)

    Дж. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы», «Чем пахнут ремесла».

    Сент-Экзюпери (5)

    А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

    Сетон-Томпсон (5)

    Э.Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

    Твен (5)

    М.Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

    Предложите детям детективы:

    Диккенс (5)

    Ч.Диккенс. «Тайна Эдвина Друда».

    Конан Дойл (5)

    А.Конан Дойл. «Записки Шерлока Холмса».

    В список книг на лето для 5 класса обязательно должны войти произведения писателей-классиков:

    Гоголь (5)

    Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством».

    Горький (5)

    М.Горький. «Детство».

    Пушкин (5)

    А.С.Пушкин. «Дубровский».

    Толстой (5)

    Л.Н.Толстой. «Притчи».

    «Сказка ложь, да в ней намек…»

    Некоторых родителей может волновать вопрос: оставлять ли сказки? Конечно! Сказки иногда можно перечитывать и самим взрослым – каждая несет зерно мудрости! Не надо их навязывать детям, чтобы не обидеть их – ведь любому ребенку хочется поскорее стать старше и читать литературу для взрослых, но пусть в его комнате все-таки стоят томики с русскими народными сказками, сказками народов мира. Кроме того, список книг на лето для 5 класса можно дополнить следующими произведениями со сказочными сюжетами:

    Бажов (5)

    П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка».

    Киплинг (5)

    Р. Киплинг. «Сказки джунглей».

    Лермонтов (5)

    М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».

    Пушкин (5.2)

    А.С.Пушкин. «Сказки».

    Рак (5)

    И.В.Рак. «В царстве пламенного Ра: мифы, легенды и сказки Древнего Египта».

    Уайльд (5)

    О. Уайльд. «Мальчик-звезда».

    Как заставить ребенка читать стихи?

    Обычно детей увлекает проза – стихи читать и тем более заучивать наизусть любят далеко не многие дети. Однако если ваш ребенок отказывается открывать томик с лирикой, не понимает всей красоты поэтической речи – это вовсе не значит, что вы должны отказаться от попыток увлечь его поэзией.

    Зачем детям нужны стихи? Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения – все средства художественной выразительности, активно используемые авторами в стихотворных произведениях, обогащают речь ребенка, делая ее яркой, образной, богатой. Чтение стихов вслух помогает улучшить дикцию ребенка, заучивание наизусть – прекрасно тренирует память!

    К творчеству каких поэтов могут обратиться маленькие читатели? В книги для 5 класса на летние каникулы могут войти сборники поэзии С.Есенина, А.В.Кольцова, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева.

    Родители обязательно должны проявить заинтересованность: не ждать того, что ребенок будет в одиночестве сидеть и читать стихи, а читать их вместе с ним, акцентировать его внимание на красоте языка, помогать определять тему и основную мысль лирических произведений, находить средства художественной выразительности.

    Чтение вслух

    Задавая книги на лето для 5 класса своим ученикам, учитель не напоминает им, как в начальной школе, о технике чтения – предполагается, что к средним классам все дети читают быстро и нет смысла засекать секундомером время с целью вычислить, сколько слов они читают в минуту.И все-таки предложите своему ребенку читать каждый день вслух: то, что он читает не по слогам, – это еще не показатель того, что с техникой чтения в 5 классе у него все в порядке. Хорошо ребенок читает тогда, когда он читает не монотонно, а с выражением: делает маленькие паузы на запятые, понижает голос в конце предложения, интонационно выделяет вопросительные и восклицательные предложения, важные моменты, при чтении по ролям старается передать характер героя.

    Словарик «новых слов»

    Чем больше ребенок читает, тем больше новых слов он узнает. Предложите ему завести специальную тетрадку или блокнотик, расчертить ее на две графы. В одну записывать слово, которое встретил впервые, в другую – его лексическое значение по толковому словарю. Что даст ребенку такая работа? Он лучше запомнит не только значение слова, но и его написание. Кроме того, будет учиться обращаться со словарями. К концу лета «словарик новых слов» может стать его гордостью, если там будет много записей – не зря он читал книги: вот как пополнился его лексический багаж!

    Лето для ребенка обязательно пройдет с пользой, если родители будут заинтересованы в этом!

  • 6-7 класс

    taras

    Вот некоторые книги, которые стоит читать летом в 7 классе вашему ребенку.

    Н. Гоголь “Тарас Бульба”

    Замечательная книга, повествующая о быте украинских казаков, укладе Запорожской Сечи, где поднимаются такие проблемы, как выбор между любовью и долгом, патриотизм, верность принятым на себя обязательствам.

    Н. Лесков “Левша”

    Повесть о тульском оружейнике, умельце-самородке, сумевшем перещеголять надменных англичан и, не имея микроскопа, подковать сделанную ими железную блоху. Развивая сюжетную линию повести, автор ставит перед читателем серьезные вопросы: целесообразности смекалки ради смекалки (ведь своим виртуозным трудом Левша фактически испортил изделие, лишив блоху возможности двигаться), пренебрежения к чужому опыту и собственным согражданам, включая талантливых, свойственным России, к сожалению, и поныне.

    И. Тургенев “Записки охотника”

    Цикл рассказов Тургенева о быте и нравах русских крестьян глазами странствующего с ружьем по окрестностям барина. Можно рекомендовать, в первую очередь, такие произведения, как “Бежин луг”, “Хорь и Калиныч”, “Певцы”, “Бирюк” и др.

    Л. Толстой “Отрочество”, “Юность”

    Две повести Толстого, входящие наряду с “Детством” в его знаменитую трилогию. Становление личности героя и его попытки самосовершенствования будут близки семиклассникам, как раз вошедшим в отроческий возраст и постепенно начавшим ощущать себя взрослыми.

    А. Гайдар “Судьба барабанщика”.

    Ребята с интересом проследят за приключениями главного героя – мальчишки, волею судьбы оказавшегося втянутым в авантюры иностранного шпиона, но сумевшего в итоге из них выпутаться.

    М. Шолохов “Нахаленок”.

    Грустный рассказ о суровых днях Гражданской войны, оставившей неизгладимый след в судьбе и душе мальчика из донской станицы, прозванного другими ребятами Нахаленком.

  • 7-8 класс

    Список книг для чтения летом 7- 8 класс.

    Пушкин (7)

    А.С. Пушкин.

    В книгу вошли известные произведения великого русского писателя А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский» и «Капитанская дочка», представляющие самые разные грани его таланта.

    Пущин  (7)

    И. Пущин.

    «Записки о Пушкине» И. И. Пущина — один из самых интересных и достоверных источников сведений о Царскосельском лицее и юном Пушкине. Ценность этих мемуаров определяется, прежде всего, личностью их автора. Лицеист первого выпуска, близкий друг Пушкина, участник восстания декабристов, осужденный на 20 лет каторги с лишением дворянства и имущественных прав, вернулся в Петербург после амнистии, объявленной Александром II. Пущин с редким мужеством перенес все испытания и лишения, на каторге и в ссылке он ни в чем не изменил себе. «Записки о Пушкине», написанные Пущиным незадолго до смерти, поражают точностью и яркостью воскрешаемых событий, память о которых он пронес сквозь все свои испытания. Лицейская жизнь и юный Пушкин оживают под пером умудренного трудным жизненным опытом, но не утратившего юношеской свежести чувств человека.

    Гоголь (7)

    Н. В. Гоголь.

    В книге представлены знаменитые комедии великого русского писателя XIX века Н.В. Гоголя “Ревизор” и “Женитьба”.

    Тургенев (7)

    И.С. Тургенев.

    В этой книге вы прочитаете повести о первой любви замечательного русского писателя И.С.Тургенева.

    Гюго (7)

    В.М. Гюго.

    Ореолом романтизма овеяны все произведения великого французского поэта, романиста и драматурга Виктора Мари Гюго (1802-1885). В романе “Человек, который смеется” писатель прослеживает судьбу своего героя Гуинплена, в детстве украденного и изуродованного бандитами и прошедшего путь от ярмарочного актера до места лорда в парламенте.

    Джером К. Джером (7)

    Джером К. Джером.

    Миссис Корнер — обычная английская леди, полгода назад она стала женой. Ее супруг, как ей кажется, не соответствует стандартному образу английского джентльмена, и она изо всех сил старается его переделать. Беда в том, что свои представления она почерпнула из посредственных пьес и бульварных романов — и за это ей придется расплатиться.

    Джованьоли (7)

    Р. Джованьоли.

    Эта книга о самом крупном в истории восстании рабов; о его предводителе, человеке выдающемся и физическими силами и духом; прекрасной и драматической любви; о дружбе и предательстве; о радости борьбы и горечи поражения.

    Артур Конан Дойл (7)

    Артур Конан Дойл.

    Копли Бэнкс, чья семья была убита капитаном Шарки, снарядил корабль, нанял в команду людей, многие из которых были ранее пиратами, и сам стал пиратом. И вот однажды Копли Бэнкс и капитан Шарки встретились…

    Эдгар Аллан По (7)

    Эдгар Аллан По.

    Эдгар Аллан По – человек редкостного таланта и трагической судьбы. Жизнь его была полна тайн, так же как и его произведения. Прекрасный поэт, основоположник детективного жанра, автор приключенческих, мистических и философских новелл, Эдгар По занял свое почетное место в мировой литературе.

    В однотомнике классика мировой литературы Эдгара Аллана По представлены новеллы разных лет, фантастическая история путешествий в Южные моря `Повесть о приключениях Артура Гордона Пима` и поэтические произведения в переводах прославленных поэтов `Серебряного века` – Константина Бальмонта и Валерия Брюсова.

    Марк Твен (7)

    Марк Твен.

    Предприимчивый янки, получив во время стычки удар по голове, попадает из Коннектикута конца XIX века в эпоху короля Артура. Благодаря кипучей энергии американца рыцари и вельможи, чародеи и монахи, прекрасные девы и простой народ приобщаются к благам цивилизации. И с удивлением узнают, что такое мыло, порох, электричество, газеты, телеграф и многое другое.

    Герберт Уэллс (7)

    Герберт Уэллс.

    Человек-невидимка” – один из самых известных и популярных романов английского писателя Герберта Уэллса. Динамичная по сюжету фантастическая история о молодом ученом, сумевшим претворить в жизнь давнюю мечту человека – стать невидимым. Получив такую возможность, он попадает в жуткие и захватывающие ситуации, но чем закончится “курс” выживания человека-невидимки?

    В издание также вошли роман “Война миров”, рассказы “Странная орхидея” и “Остров Эпиорнис”.

    Генри Райдер Хаггард (7)
    Генри Райдер Хаггард (7.2)

    Генри Райдер Хаггард.

    Английский писатель и публицист Генри Райдер Хаггард был заядлым путешественником и дотошным исследователем, поэтому в основе его романов лежат личные впечатления и реальные исторические факты. Сочетание увлекательного сюжета и динамичного повествования, обилие достоверных деталей и богатая фантазия автора – все это делает произведения Хаггарда востребованными и сегодня.

    Судьба героя романа “Дочь Монтесумы” Томаса Вингфилда – сплошная цепь неожиданностей. Он намеревался стать лекарем, но был объявлен верховным богом ацтеков; вместо мирной жизни в отцовской усадьбе сражался против завоевателя Мексики Кортеса. Он покаялся в любви и верности девушке по имени Лили, но стал мужем принцессы Отоми…

    Роман “Священный цветок” повествует о бесстрашном южноафриканском охотнике Алане Квотермейне, одном из самых любимых персонажей Хаггарда.

    В сборник включены два остросюжетных историко-приключенческих романа английского писателя Генри Райдера Хаггарда: `Копи царя Соломона` – полные опасностей приключения героев в Южной Африке в поисках сокровищ и `Прекрасная Маргарет` – история двух влюбленных, которые, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на их долю, сумели отстоять свою любовь.

    Мэри Шелли (7)

    Мэри Шелли.

    Первая книга начинающего автора, которому к тому же исполнилось лишь 19 лет, весьма редко становится достоянием национальной литературы и приобретает мировую известность. Однако судьба повести Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” сложилаь именно так. Написанная почти два века назад, она оставила глубокий след в европейской и американской литературе. Сегодня можно смело сказать, что “Франкенштейн” стоит у истоков жанра научной фантастики. Это, обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а сама повесть была многократно экранизирована. Имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.

  • 8-9 класс

    Список книг для чтения летом 8-9 класс

    Слово о полку Игореве (8)

    “Слово о полку Игореве”. Памятники литературы XI …

    Сборник посвящен актуальным проблемам изучения “Слова о полку Игореве” и других произведений литературы и искусства русского средневековья.

    Он содержит новые работы о величайшем памятнике древнерусской литературы XII в., “Слове о полку Игореве” – его лексике, образной системе, символике. Исследуются также явления общественной мысли, науки и педагогики XVIII – XX вв., связанные с пониманием “Слова о полку Игореве” и его эпохи.

    Во второй части сборника – статьи, характеризующие различные вопросы развития древнерусской литературы и изобразительного искусства в их взаимосвязи, и отражение средневековой тематики и образности в литературе нового времени.

    Фонвизин (8)

    Д.И. Фонвизин

    Денис Иванович Фонвизин был талантливым прозаиком, смелым публицистом, трудолюбивым переводчиком, заметным государственным деятелем, но в историю русской литературы он вошел прежде всего как драматург, и в первую очередь – как автор неувядаемого “Недоросля”, едва ли не единственной комедии XVIII века, которая до сих пор ставится в театрах и вызывает живую реакцию публики.

    В издании объединены драматические произведения Д.И.Фонвизина, а также материалы, подготовленные им для журнала “Друг честных людей, или Стародум”, запрещенного цензурой.

    Карамзин (8)

    Н.М. Карамзин

    Николай Михайлович Карамзин для отечественной культуры фигура поистине уникальная: литература, публицистика, издательское дело, язык, наука – вот те области, которые были обогащены в результате деятельности этого талантливого человека. Главным его трудом стала, безусловно, многотомная “История государства Российского”, сохранившая свою ценность до наших дней и написанная настолько блестяще, что Белинский называл ее слог “дивной резьбой на меди и мраморе, которой не сгложет ни время, ни зависть”. В настоящем издании представлен Карамзин-писатель – тонкий и глубокий автор, глава русского сентиментализма – направления, пришедшего на смену классицизму и привлекшего внимание к миру человеческих чувств. В сборник вошли самые известные повести Карамзина: “Наталья, боярская дочь”, “Марфа-посадница”, “Моя исповедь”, “Остров Борнгольм”, “Рыцарь нашего времени”, “Юлия” и, конечно же, “Бедная Лиза”, ставшая хрестоматийным произведением и пленяющая своим лиризмом и элегической тональностью. Именно с этой повести начинают разрабатываться темы, привлекшие затем внимание Пушкина, Гоголя, Достоевского и других классиков.

    Грибоедов (8)

    А.С. Грибоедов

    Русский поэт, драматург, дипломат, композитор Александр Сергеевич Грибоедов в истории литературы прославился как автор одного произведения – комедии “Горе от ума”. Это сочинение принесло ему поистине бессмертную славу и причислило к ряду классиков. Пушкин писал, что, услышав комедию на сцене, наслаждался, а Крылов, внимая авторскому чтению, едва не прослезился. “Горе от ума” – это живая картина московских нравов эпохи императора Николая I, целая галерея образов и характеров, пьеса, написанная таким ярким и образным языком, что текст ее разошелся на пословицы и поговорки, актуальные и в наши дни.

    Чехов (8)

    А.П. Чехов

    Шутка в одном действии. Прекрасный водевиль Чехова

    Аверченко (8)

    А. Аверченко

    Аркадий Аверченко — «король смеха», как называли его современники, — обладал удивительной способностью воссоздавать абсурдность жизни российского обывателя, с лёгкостью изобретая остроумные сюжеты и создавая массу смешных положений, диалогов и импровизаций. Юмор Аверченко способен вызвать улыбку на устах даже самого серьёзного читателя.

    В книгу вошли рассказы, относящиеся к разным периодам творчества писателя, цикл «О маленьких — для больших», повесть «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев…», а также его последнее произведение — роман «Шутка мецената».

    Ричард Бах (8)

    Ричард Бах

    Ричард Бах – знаменитый американский писатель, летчик, потомок Иоганна Себастьяна Баха. Он автор многочисленных книг, но уже только одной философской сказки “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” оказалось достаточно для того, чтобы писатель навсегда вошел в “Зал Славы” мировой литературы.

    Сменяются поколения читателей, но “Чайка…” год за годом входит в десятку самых популярных книг мира.

    Валентин Распутин (8)

    Валентин Распутин

    Валентин Григорьевич Распутин признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей – недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах. В наши дни, когда литература напряженно ищет “героя нашего времени”, русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас. В книгу “Прощание с Матерой” вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

    Марина Цветаева

    Невероятная красота слова, бесстрашная искренность, страстность и глубокий трагизм отличают творчество русской поэтессы М.И.Цветаевой. Стихотворения и поэмы, собранные в данном издании, давно вошли в сокровищницу русской литературы.

    Михаил Булгаков (8)

    Михаил Булгаков

    “Похождения Чичикова” – фельетон, иногда определяемый также как маленькая сатирическая повесть. Имеет подзаголовок “Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом”.

    Герои поэмы Николая Гоголя (1809-1852) “Мертвые души” (1842) здесь погружены в атмосферу пореволюционной России, где особенно вольготно чувствуют себя в эпоху нэпа. Порой они парадоксально, почти мистически совпадают с реальными современниками Булгакова.

  • 9-10 класс

    Список книг для чтения летом 9-10 класс

    Иван гончаров (9)

    Иван гончаров

    “Обломов” – одна из самых знаменитых книг в русской литературе за всю ее историю. И одна из самых современных. Со дня появления романа и до сегодняшнего дня не утихают споры о нем. Одни, как, например, Лев Толстой, считали, что “Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике”. Другие, вслед за Николаем Добролюбовым, полагали, что “Обломов” – “знамение” настоящего, то есть тогдашнего общественно-политического состояния России. Этот дивный роман и наиболее известные статьи критиков о нем помогут вам самим решить извечный вопрос.

    Александр Островский (9)

    Александр Островский

    Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино “жестоким романсом”, – такова пьеса А.Н.Островского “Бесприданница”. Написанная в XIX веке, она ничуть не устарела. Как и все остальные знаменитые пьесы замечательного драматурга, составившие эту книгу.

    Л.Н. Толстой (9)

    Л.Н. Толстой

    Главной темой произведений великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) стало исследование внутреннего мира человека, моральных основ личности. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия проходят через все его творчество.

    В этом томе Собрания сочинений публикуется третий том эпопеи “Война и мир”, воссоздающей жизнь различных слоев русского общества в период Отечественной войны 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
    Оскар Уайльд  (9)

    Оскар Уайльд

    Оскар Уайльд – великий английский писатель, снискавший славу блестящего стилиста, неподражаемого острослова, одной из самых ярких и неординарных личностей своего времени, человека, чье имя стараниями врагов и жадной до пересудов черни стало символом порочности. Его знаменитый роман “Портрет Дориана Грея” – самая успешная и самая скандальная из всех созданных Уайльдом книг – неподвластен времени и по праву считается шедевром английской литературы. Драматичная, парадоксальная, завораживающе-интригующая история Дориана Грея, ставшего жертвой собственного желания вечной жизни, несмотря на прошедшие с момента опубликования романа сто двадцать лет, до сих пор остается магнетически притягательной как для читателей, так и для режиссеров. Появляются все новые и новые постановки и экранизации этого романа.

    Бернард Шоу (9)

    Бернард Шоу

    В книгу вошли одна из лучших пьес Д.Б.Шоу “Дом, где разбиваются сердца”, посвященная теме трагедии “праздной Европы” накануне Первой мировой войны, а также великолепные новеллы – готическая “Чудесная месть”, мистическая “Дон Жуан объясняет” и сказочно-фантастическая “Тайна костюмерной”, написанные в присущей автору занимательной и иронической манере.

    Иван Бунин (9)

    Иван Бунин

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин (1870—1953) с большой силой обнажил продажность и фальшь капиталистического мира. Не человек сам по себе, а принадлежащий ему капитал — вот что интересует людей-собственников.

    И.А.Бунин – первый русский Нобелевский лауреат, создатель эталонной, если можно так выразиться, прозы – “парчовой прозы”, по точному определению В.Набокова.

    В настоящем издании собрана проза Бунина от “Маленького романа” до книги “Темные аллеи”, все рассказы которой, по словам самого автора, “только о любви, о ее “темных” и, чаще всего, очень мрачных и жестоких аллеях”.

    “Темные аллеи” публикуются в авторской композиции 1946 года, включая новеллы, отсутствовавшие в большинстве изданий советского времени (“Гость”, “Барышня Клара”, “Железная шерсть”).

    “Темные аллеи” – это истории о любви.

    О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого. Или – минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь. Возможно – просто поэтичной легендой, которую расскажет, как умеет, старенькая странница. А возможно – изысканным “жестоким романсом” времен Серебряного века. И каждая из историй – “темная аллея” в самом запутанном из лабиринтов мира – в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви-Войне, в коей не бывает победителей…

    Александр Блок (9)

    Александр Блок

    Александр Блок вторгся в души и умы современников. Со временем он превратился в эталон, гений Серебряного века. Лунное свечение его символов перевернуло представление о том, каким должен быть поэт. Исповедальность и трагичность лирики, надмирность блоковских образов распахнули пространства, где иначе отбрасываются тени и по-другому раздаются слова.

    Вначале склонный к созерцательному одиночеству и мистицизму, Блок учился примирению с жизнью. Мечтавший оторваться от земли, он склонил голову в расплескавшейся лаве грозовых катастроф.

    В книгу вошли избранные произведения великого русского поэта Александра Блока. С него начала свое летосчисление русская поэзия XX века.

    “Трагическим тенором эпохи” назвала Блока Анна Ахматова. “Тенор” – кумир публики, культовый герой… Именно таковым и был А.Блок в глазах современников. Время, преломившееся в его поэзии, сам облик Блока – добавили эпитет “трагический”.

    Поэма “Возмездие”, вошедшая в настоящий сборник, подтверждает этот эпитет, и еще раз доказывает, что “трещина, расколовшая мир, проходит через сердце поэта”.

    В сборник включены поэма “Двенадцать”, вызвавшая столь неоднозначную оценку современников, “программные” стихотворения “Скифы” и “Пушкинскому дому”, знаменитая речь “О назначении поэта”, а также драматургические произведения Блока.

    Михаил Булгаков (9)

    Михаил Булгаков

    Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, в которой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света? И какие – наоборот – писаны “со слов” Сил Тьмы? Пока что этого не знает никто. Прочитайте. Может, вы узнаете это первыми?..

    Алексей Толстой (9)

    Алексей Толстой

    “Петр Первый” – эпохальный исторический роман, посвященный величайшему из российских монархов.

    Безукоризненно написанная, уникальная по стилю и масштабу событий эпопея, в которой буквально оживает один из самых ярких и сложных периодов истории нашей страны – время, когда “Россия молодая мужала гением Петра” – императора, военачальника, строителя и флотоводца!

  • 10-11 класс

    Список книг для чтения летом 10-11 класс

    Борис Пастернак

    Борис Пастернак

    Пронзительная и искренняя история любви, не заглушенная залпами орудий, выжившая в хаосе и крови Гражданской войны; размышления о жизненном опыте поколения, к которому принадлежал автор, о ценности человеческой личности, об исторической судьбе страны – основные мотивы сложного многопланового романа “Доктор Живаго” Бориса Пастернака. За это произведение, впервые опубликованное на Западе, писатель в 1958 году был удостоен Нобелевской премии. В состав книги входят также стихотворения, принадлежащие к различным периодам творчества Б.Пастернака и отражающие неповторимые грани его поэтического дарования.

    Михаил Шолохов

    Михаил Шолохов

    Роман “Тихий Дон” принес автору мировую известность и был удостоен в 1941 году Государственной премии СССР. М.Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, показывает связь личности с историческими процессами, судьбами Родины. Героем романа становится народ. Судьба главного героя романа – Григория Мелехова раскрыта во всей полноте чувств, разнообразии обстоятельств. На крутых исторических поворотах Григорий все время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия переносится в глубины сознания, приводит к двойственности, противоречивости самого героя.

    Виктор Некрасов

    Виктор Некрасов

    Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» — одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. Эта удивительно честная, лишенная показного пафоса и ложной патетики в изображении войны книга пришла к читателям в 1946 году. Но и сегодня, написанная тонким психологом, о людях, оставшихся людьми в самых бесчеловечных условиях, а война предлагала только такие условия, она близка и интересна нам своей искренностью и талантом создавшего ее автора.

    Василь Быков

    Василь Быков

    Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей. Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» не только Белоруссии, но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности.

    Владимир Набоков

    Владимир Набоков

    Это – “Машенька”. Книга, в которой талант Владимира Набокова поднимается до уровня Достоевского. Книга отчаянно простая, отчаянно горькая – и бесконечно, надменно изысканная. …Иногда прошлое возвращается. Словом. Именем. Именем, что становится искрой – и зажигает пламя памяти…

    Братья Стругацкие

    Братья Стругацкие

    Шедевр русской фантастики!!! Блистающие юмором истории младшего научного сотрудника Александра Привалова стали настольной книгой многих поколений российских читателей. И даже сейчас, десятилетия спустя, повесть “Понедельник начинается в субботу”, давным-давно уже ставшая “народным достоянием” любителей отечественной научной фантастики, читается так же легко и с таким же наслаждением, как и многие годы назад!

    Людмила Улицкая

    Людмила Улицкая

    Это вывернутый наизнанку миф о неистовой колхидской царевне Медее, это роман не о страсти, а о тихой любви, не об огненной мести, а о великодушии и милосердии, которые совершаются в тех же самых декорациях на крымском берегу… Но главное для меня – не прикосновение к великому мифу, а попытка создать по мере моих сил и разумения памятник ушедшему поколению, к которому принадлежала моя бабушка и многие мои старшие подруги. Они все уже ушли, но мысленно я часто возвращаюсь к ним, потому что они являли собой, своей жизнью и смертью, высокие образцы душевной стойкости, верности, независимости и человечности. Рядом с ними все делались лучше, и рождалось ощущение, что жизнь не такова, какой видится из окна, а такова, какой мы ее делаем…

Гимназия 'ЭСТУС' в Ростове-на-Дону